Воплощение ваших идей
через управление проектами

Вверх

Опасный менеджмент: Дело горы Эверест

Опасный менеджмент: Дело горы Эверест

28 мая 2021

Существует ряд управленческих решений, ошибки в которых могут стать причиной роста числа несчастных случаев для альпинистов. Предлагаем вам перевод статьи Mount Everest Case как отличный наглядный пример влияния качества управленческих решений на благополучие команды.

Вступление

К дисбалансу в стратегиях принятия решений относятся ограниченная оценка рисков, подготовка участников и неправильное планирование. В данной статье на примере восхождения на гору Эверест проводится анализ хороших стратегий реагирования на риски и проблемы, которые помогут существенно сократить количество несчастных случаев для начинающих альпинистов и профессионалов.

Чтобы заниматься альпинизмом, человек должен вести достаточно активный способ жизни и быть в хорошей спортивной форме. Ведь этот вид спорта включает в себя такие активности, как работа с канатом, скремблинг, опасное передвижение между ледниками с использованием кошек и ледорубов. Немаловажной является также способность акклиматизации и ориентации в незнакомой местности. Все эти активности вызывают различные эмоциональные состояния во время занятия альпинизмом, поскольку подобного рода приключения переносят человека в состояние потока, тем самым вызывая у него восторг и чувство удовлетворенности. А оказавшись на пике горы, человек может испытать сильнейшее счастье.

Обзор тематического исследования горы Эверест

Покорение Эвереста воплощает в себе мягкие и твердые горные виды деятельности. Хотя каждый альпинист с уверенностью скажет, что ему хотелось бы избежать непредвиденных трудностей, взбираясь на горные вершины, все же отбросить эмоциональный фактор практически невозможно. Альпинизм связан с эмоциональными переживаниями и фокусируется на мотивах альпинистов.

Взобравшись на Эверест, альпинисты испытывают эмоции разного спектра, в том числе и чувство радости. Кроме того, они ощущают себя удовлетворенными, развивая свои технические навыки благодаря умственным и физическим задачам, которые им предоставляет восхождение.

Есть несколько факторов, которые побуждают людей участвовать в экспедициях по восхождению на Эверест. Мотивация включает в себя вызов и риск, эмоциональную разгрузку (катарсис), признание, преодоление естественных природных препятствий, чувство контроля, а также творчество. Риски же здесь напрямую связаны с компетентностью участников, и они могут влиять на процесс восхождения. Например, если такие лица участвуют в альпинизме и недостаточно компетентны для того, чтобы справиться с фактическими рисками, они могут пострадать от негативного опыта. Мотивационный аспект катарсиса означает желание альпинистов расслабиться и провести время с удовольствием.

Деятельность альпинистов непосредственно связана с их умением контролировать ситуацию, а значит и принимать решения. Альпинисты принимают участие в восхождении, чтобы увидеть и насладиться природой горных вершин.

Еще один фактор, который мотивирует человека заняться альпинизмом, — это достижение цели. Тяжелая альпинистская деятельность побуждает человека достигать поставленных перед собой целей. Обязательство по достижению цели усиливается в случаях, когда отдельные альпинисты попадают в реальную опасную ситуацию с серьезными последствиями. Например, Даг Хансен умер на горе Эверест, начав восхождение на 2 часа позже оговоренного времени. Ранее Даг пытался покорить Эверест, но не смог достичь цели даже в 300 футов, как указано в исследовании. Он просто хотел достичь своей цели, но не рассчитал, как именно это сделать. А ведь здесь важно не только чувство азарта перед покорением горы. Само мастерство заключается в умении управлять личными мотивами. Большинство из тех, кто умер во время восхождения или спуска на Эверест, также полагали, что они овладели этим искусством и не нуждаются в особых предосторожностях.

Некоторые исследования используют опыт потока, или, как его еще называют «пиковый опыт», чтобы описать уровень вовлеченности и удовольствия альпинистов во время их восхождений. Опыт потока означает «оптимальное психологическое состояние» (Jackson & Marsh, 2006, стр.18). Поток переживается, когда альпинисты чувствуют полную вовлеченность и удовольствие от приключенческой деятельности, а их компетенции соответствуют задачам, с которыми они сталкиваются во время альпинизма (Avolio, 2011).

Пиковое переживание — еще одно эмоциональное состояние, связанное с участием в приключениях, означает «моменты наивысшего счастья и удовлетворения» (Faullant, Matzler, & Moordian, 2011). Опытным авантюристам может быть гораздо легче испытать опыт потока или даже пиковый опыт, по сравнению с неопытными искателями приключений.

Выявленные проблемы

В истории 1996 года, как представляется, существует ряд ошибочно принятых решений. Эти ошибки привели к травмам и гибели более 40 человек за десятилетний период. Хотя аварии непредсказуемы, надлежащая подготовка и общая проверка готовности могут свести к минимуму последствия этих ошибок.

По сути, те, кому было доверено принимать решения при восхождении на Эверест, не обладали навыками принятия качественных решений. Например, в одной из экспедиций более тридцати альпинистов отправились на гору при поддержке только двух профессиональных альпинистов (Faullant, Matzler, & Moordian, 2011).

Неэтично посылать много неопытных альпинистов в компании из одного или двух профессионалов (Faullant, Matzler, & Moordian, 2011). В случае стихийного бедствия далеко не все опытные альпинисты смогут вовремя справиться с кризисом, как это произошло в трагической истории подъема на Эверест в 1996 году.

В случае аварии два сопровождающих гида физически никак не способны адекватно отреагировать на все проблемы и потребности людей в группе. Кроме того, те, кто планирует экспедиции, как правило, полагаются на групповое мышление (Northouse, 2012). Групповое мышление относится к психологическому явлению, происходящему внутри группы лиц, при котором стремление к условности в рамках этой группы приводит к предвзятому результату в принимаемых решениях. Таким образом, человек, охваченный феноменом группового мышления, слепо подчиняется мыслям или действиям из-за страха породить спор и оказаться в меньшинстве (Weick & Quinn, 2009).

Например, один из профессиональных альпинистов выразил опасения по поводу количества участников группы экспедиции и неудачного выбора времени восхождения. Но на деле, групповая психология заставила его поверить в неправильность его предостережений, отбросив при этом более ранний отрицательный опыт (Weick & Quinn, 2009).

Рекомендации

Тем, кто планирует экспедиции на Эверест необходимо развивать навыки принятия решений, чтобы свести к минимуму негативные последствия. Процесс принятия высококачественных решений зависит от эвристики, поскольку она рассматривает возможные исходы событий, интеграцию вариантов и рациональный контроль.

Для принятия решений полезно использовать аналитические инструменты, обеспечивающие конкурентные преимущества и рациональность. Так, каждому варианту присваивается квадрант с предопределенными стратегиями реагирования и последующими действиями по каждому принятому решению (Avolio, 2011). Например, те, кто отвечает за организацию экспедиций, должны рассмотреть все риски безопасности, связанные с прошлыми трагедиями, чтобы определить слабые места, которые следует устранить, прежде чем позволить людям участвовать в восхождении на Эверест (Weick & Quinn, 2009).

При планировании экспедиций на Эверест необходимо учитывать аспект работы с командой. Именно руководитель группы проецирует видение команды, чтобы другие могли действовать в соответствии с ним. Такое управление командой основано на теории трансформационного лидерства и трансформационных подходах к лидерству, которые подчеркивают участие каждого члена и коллективную работу (Ivey & Kline, 2010). В случае с экспедицией на Эверест важно ввести всестороннюю подготовку для профессиональных альпинистов в области управления командами, чтобы гарантировать, что их решения и действия отвечают интересам участников восхождения.  (Weick & Quinn, 2009).

Организации, занимающиеся планированием экспедиций, должны внедрять налаженный процесс в рамках каждой экспедиции, который включает в себя установку, планирование, удовлетворение потребностей клиентов, и использования необходимых активов для обеспечения безопасности и удобства для клиентов, заинтересованных в восхождении на Эверест (Weick & Quinn, 2009).

Поскольку менеджмент занимается воспроизведением плана действий и его реализацией, руководство экспедиции должно разработать решения, которые учитывали бы интересы всех участников группы с различными предпочтениями (Senge, 2006).

Выводы

Существует необходимость изменения стратегии планирования и управления группами альпинистов, посещающих гору Эверест. Нынешние проблемы в области управления заключаются в плохом планировании, несбалансированном соотношении числа альпинистов, ненадлежащей подготовке альпинистов и отсутствии мотивации оставаться сосредоточенным и внимательным к проблемам безопасности.

В результате многие увлекательные экспедиции заканчиваются трагично. Поэтому те, кто отвечает за их планирование, должны развивать навыки принятия высококачественных решений, развивать надлежащие навыки планирования и управления событиями, а также развивать командный дух для обеспечения того, чтобы все участники экспедиции проявляли инициативу и оставались сосредоточенными на восхождении.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  1. Avolio, B. (2011). Full range leadership development (2nd ed.). New York, NY: Sage Publications.
  2. Carole, C., Christine, L., & Tim, W. (2011). Mountaineering as affect regulation: The moderating role of self-regulation strategies, anxiety, stress & coping. An International Journal, 24(1), 75-89.
  3. Faullant, R., Matzler, K., & Moordian, T. A. (2011). Personality, basic emotions, and satisfaction: Primary emotions in the mountaineering experience. Tourism Management, 32, 1423-1430.
  4. Ismail, A., Mohamed, H. A., Sulaiman, A. Z., Mohamad, M. H., & Yusuf, M. H. (2011). An empirical study of the relationship between transformational leadership, empowerment and organizational commitment. Business and Economic Research Journal, 2(1), 89-108.
  5. Ivey, G. W., & Kline, T. B. (2010). Transformational and active transactional leadership in the Canadian military. Leadership & Organization Development Journal, 31(3), 246-262.
  6. Jackson, S. A., &Marsh, H.W. (2006). Development and validation of a scale to measure optimal experience: The flow state scale. Journal of Sport and Exercise Psychology, 18, 17–35.
  7. Northouse, P. (2012). Leadership: Theory and practice (6th ed.). New York, NY: Sage Publications.
  8. Pomfret, G. (2012). Personal emotional journeys associated with adventure activities. Tourism Management Perspectives, 4(2), 145–154.
  9. Senge, P. (2006). The fifth discipline: the art and practice of learning organizations, London, UK: Doubleday/Currency.
  10. Weick, K., & Quinn, R. (2009). Organizational change and development. Annual Review Psychology, 50(2), 361-386.

Все посты