Воплощение ваших идей
через управление проектами

Вверх

Менеджер или коуч?

Менеджер или коуч?

6 мая 2021

Какими качествами выделяется успешный менеджер? Вероятнее всего, вы скажете, что ценность менеджера для компании основана на его способности добиваться от команды максимальных результатов. Ведь он отвечает за формирование высокопроизводительных команд и ее мотивацию для реализации успешных проектов. Если вдуматься, то точно так же определяют успешность и тренера. Важным фактором эффективных команд является наличие лидера, который умеет совмещать в себе обе роли – и опытного менеджера, и заботливого тренера.

На наших курсах подготовки к РМР сертификации мы детально разбираем понятие коучинга, организации эффективного обучения, и как эта активность связана с менеджментом проектом в целом.

Давайте констатируем факт: большинство менеджеров не осознают истинное значение коучинга и считают себя менеджерами, подобными коучу. На самом деле, согласно исследованию Harvard Business Review, большинство менеджеров считают, что они - прекрасные коучи, хотя они просто говорят своим сотрудникам, что тем делать. То же исследование утверждает, что менеджеры часто консультируют, дают своей команде советы или выдают прямое решение проблемы и полагают, что такой микроменеджмент является практикой коучинга.

Разница между менеджером и коучем

В то время как менеджер занимается организацией рабочего процесса для достижения результатов, коуч управляет работой команды и помогает людям перейти на следующий уровень эффективности. Давайте рассмотрим обе роли немного глубже.

Менеджеры обычно используют постановку задач для управления членами команды, чтобы обеспечить эффективную реализацию проекта. Управление особенно полезно, когда возникает кризис или нужно быстро достичь конкретных результатов. Быть менеджером – значит быть человеком, к которому члены команды обращаются за ответами.

Оборотная сторона медали – коучинг. Если управление заключается в предоставлении указаний, постановке задач и мониторинге прогресса, коучинг предполагает партнерство и исследование.

Одна из задач менеджера – в том числе поощрять рост, уверенность и амбиции сотрудников, то же самое коучи делают это для своих команд. Однако, согласно исследованиям International Coach Federation, только 25% организаций имеют сильную коучинговую культуру. Опрос показал, что 79% респондентов считают, что их сотрудники ценят коучинг, но многие компании не практикуют такой тип взаимодействия. Это - распространенная проблема и частая причина низкой вовлеченности, производительности и удержания сотрудников.

Коучинг – это умение и искусство помогать кому-то улучшить свою работу и полностью раскрыть свой потенциал. Навыки коучинга часто разделяют на директивные и недирективные.

  • Директивные навыки включают: обучение, консультирование, обратную связь, рекомендации.
  • Недирективный коучинг предполагает задавать вопросы и слушать, а не предлагать идеи или подходы.

Хорошие тренеры знают, как и когда задать правильный вопрос в нужное время, когда дать обратную связь, когда ситуация требует совета и т.д. Менеджерам подвластны эти методы, но им все равно необходимо еще отказаться от некоторых предубеждений в отношении способностей своих команд к самоорганизации.

5 моделей поведения менеджеров, которые хотят коучить сотрудников:

  1. Знание, как мотивировать людей, требует не только понимания личности каждого члена команды, но и построения основы доверия. Как только у вас будет такое взаимопонимание, люди начнут доверять вам и чувствовать себя услышанными. Верьте, что каждый сотрудник может расти и совершенствоваться. Менеджер не может развивать  сотрудника и выступать его коучем, если не верит в его способности.
  2. Чаще давайте сотрудникам обратную связь. Эффективная обратная связь основана на сочувствии и ориентации на позитивное будущее. Ваша работа как менеджера – помогать команде работать с максимальной отдачей. Иногда это требует и отрицательно окрашенной обратной связи, т.е. критики. Когда вы оставляете отзыв, помните, что вы делаете это для того, чтобы помочь сотрудникам стать лучше. Любая успешная система обратной связи построена на эмпатии, на идее, что мы все вместе «плывем в одной лодке».
  3. Будьте готовы сбавить обороты, и потратить время на коучинг. Да, быстрее и проще объяснить все на словах и дать совет. Коучинг требует намного больше времени и терпения, а также целенаправленной практики. Однако это вложение в людей приносит более высокую отдачу, чем любые другие управленческие практики. Люди учатся, развиваются, производительность повышается, сотрудники становятся более удовлетворенными и вовлеченными, а организации становятся успешнее.
  4. Одна из самых важных вещей, которой вы можете научить свою команду, – это правильный взгляд на неудачи. Как лидер вы должны показать своей команде, что неудача – это нормально. Вы должны жить теми ценностями, которые проповедуете, и подавать сильный пример готовности учиться и совершенствоваться.
  5. Для сегодняшних менеджеров нереально иметь всесторонние знания обо всех технических и деловых навыках всех своих сотрудников. Это означает, что единственный эффективный способ улучшить работу своей команды – это поддержать уже существующие ноу-хау членов команды и внести реальный вклад посредством активного слушания, тщательного опроса и планирования действий. Более того, в постоянно меняющемся мире, где всем сотрудникам необходимо регулярно повышать квалификацию, менеджеры могут поддерживать развитие членов своей команды на индивидуальной основе.

Когда менеджеры проектов, обладающие навыками коучинга, работают с командами, они гораздо глубже анализируют сильные и слабые стороны членов команды и более фокусно действуют в областях, нуждающихся в развитии. Это помогает им делегировать задачи, которые соответствуют навыкам, интересам и карьерным целям их сотрудников. Экосистема обучения, обмена знаниями, постоянная обратная связь и развитие личных достоинств помогают членам команды чувствовать себя ценными, и в свою очередь, это ведет к высокой производительности и более эффективному взаимодействию.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  1. Why Today’s Managers must Become Coaches (and how you can do it)
  2. Chuck A. ReynoldsMay (2014) Manager or Coach: What’s the Difference?
  3. Alison Napolitano (2020) Manager, Coach or Mentor? Different Roles for Different Goals

Все посты