Статьи

Войти ENG Поиск

Improving performance
people and projects

Вверх

Актуальность преподавания управления проектами в ВУЗах

Актуальность преподавания управления проектами в ВУЗах

В настоящее время активно развивающийся украинский бизнес испытывает сильную нехватку подготовленных к практической работе кадров. Уровень молодых специалистов, окончивших ВУЗы, не всегда соответствует запросам работодателей, поэтому бизнес сам начинает искать возможности взаимодействия с ВУЗами для повышений уровня компетенции студентов.

В гостях у сайта www.training.com.ua Дарина Веретенко, консультант по управлению проектами, заместитель директора консалтинговой компании ",Технологии Управления Спайдер Украина",.

«Т»: Какие требования современный украинский бизнес выдвигает к молодым специалистам, окончившим украинский ВУЗ?

Для любого бизнесмена сегодня не секрет, что молодой специалист, только что окончивший ВУЗ, пока еще не обладает опытом работы и владеет только лишь теоретическими профессиональными знаниями. В лучшем случае, такой соискатель имеет минимальный опыт работы, если ему удалось совмещать работу и учебу. Поэтому первые лица компаний при приеме на работу выпускников ВУЗов обращают внимание в первую очередь на системность мышления кандидата, его способность принимать решения и нести за них ответственность, амбициозность, самодостаточность, инициативность, способность к обучению, желание работать. Понятно, что уровень и качество знаний выпускника также учитываются, но представители бизнеса прекрасно отдают себе отчет в том, что в нового сотрудника необходимо вложить еще немало времени и денежных средств, перед тем как этот сотрудник ",начнет давать отдачу",.

«Т»: Как Вы оцениваете уровень знаний в этой области, которые дают студентам украинские ВУЗы?

Нельзя говорить, что все ВУЗы одинаково готовят студентов, уровень подготовки везде различный, зависит от преподавательского состава, связей ВУЗа с реальными компаниями из бизнеса. Желание студента учиться также имеет весомое значение. Судить об этом я могу по одной простой причине – наша компания реализует программу ",2007 – год повышения культуры проектного менеджмента в Украине",, в рамках которой мы проводим разработанные специально для ВУЗов проекты – ",8 часов концентрированной практики в каждый ВУЗ", и ",Project Management Challenge",. В прошлом интервью мы уже рассказывали о целях этих проектов, основанных на решении студентами старших курсов бизнес–кейсов, авторами кейсов выступают менеджеры проектов от реальных компаний из бизнеса. На сегодняшний день в них приняли участие уже 9 украинских ВУЗов. Студентам этих ВУЗов преподают дисциплину ",управление проектами", и, в общем, все студенты представляют себе, что это такое, хотя практики и опыта конечно не хватает. Хороший уровень знаний показали студенты из КПИ, Университета Шевченко, Киевского Национального Университета Технологий и Дизайна, ХАИ, Нациоанльного Торгового–Экономического Университета. В преподавании такой динамичной науки, как ",проектный менеджмент", многое зависит от лектора. Например, в КПИ преподает практик, имеющий РМР (степень по управлению проектами), который сам является руководителем коммерческой компании. Естественно, что его студенты более знакомы с реалиями бизнеса. В ХАИ, например, после бакалаврата студент имеет возможность продолжить обучение на специальности ",управление проектами и программами",. Примеров много, все их не перечислить.

«Т»: Что необходимо предпринять для уменьшения разрыва между бизнесом и образованием?

В образовательный процесс стоит привлекать людей бизнеса с практическим опытом применения технологий проектного менеджмента в украинских компаниях. Могу с уверенностью заявить, что студентам и преподавателям ВУЗов очень полезен опыт решения реальных кейсов, когда студенты могут попробовать свои силы и проверить полученные знания. Причем представители бизнеса также могут извлечь из этого пользу для себя. Пусть решения студентов не всегда корректны, но, тем не менее, оценить потенциальных кандидатов на трудоустройство возможно. Сегодня многие компании ищут перспективных сотрудников, дают им возможность пройти практику в компании. Кстати, представители многих ВУЗов, участвовавших в наших проектах, говорили о том, что организовать такую практику для старшекурсников не просто, запросы ВУЗа остаются без ответов, поэтому бизнесу стоит задуматься об этом. Иногда сами студенты ищут себе место для прохождения практики. Естественно, что если бы этот процесс был более централизованным, то разрыв между бизнесом и образованием мог бы намного сократиться.

«Т»: Какова потребность украинских компаний в молодых специалистах по управлению проектами?

Это потребность достаточно высока, но компании отдают себе отчет, что студент, придя ",со скамьи", еще не готов к работе в реальной компании. Поэтому работодатели находятся в постоянном поиске талантливых ребят, которые с получением практических знаний смогут вырасти до хороших аналитиков и менеджеров проектов. К нам часто обращаются наши клиенты с просьбой помочь, посоветовать хорошего специалиста на хорошо оплачиваемое место. Поэтому мы планируем вскоре открыть новый раздел на нашем сайте www.spiderproject.com, для работодателей и соискателей в области управления проектами. Могу сказать, что сегодня уровень зарплат аналитика проекта ",на старте", (после ВУЗа) составляет не так уж и много, всего 300 – 500 у.е. (в Киеве, в регионах несколько меньше). Дальнейшая перспектива впечатляет больше – аналитик проекта в течение 2–х лет сможет стать достаточно компетентным и зарабатывать 800 – 1500 у.е. Чтобы стать квалифицированным менеджером проекта времени нужно больше – около 5 лет, а зарплата менеджера проекта составляет от 2000 у.е. Есть к чему стремиться.

«Т»: Что Вы посоветуете студентам, которые хотят поднять свой уровень компетенции в области проектного менеджмента и стать хорошим менеджером проектов или аналитиком в успешной компании?

Посоветую отслеживать новые тенденции в области управления проектами, ведь эта наука постоянно изменяется. Безусловно, теоретическая подготовка необходима, но студент, прочитавший большое количество хороших книг, еще не специалист. Важно читать статьи практиков, работать со стандартами, например PMBoK (Project Management Book of Knowledge), посещать практикумы и семинары, иными словами стараться не отставать от реального бизнеса.

Все новости