Новости

Войти ENG Поиск

Improving performance
people and projects

Вверх

Эффективная коммуникация в проектных командах

Эффективная коммуникация в проектных командах

21 октября 2015

Александра Романцова, консультант компании «Спайдер Украина», рассказала почему эффективная коммуникация в проектных командах так важна для успешной реализации поставленных целей.

Проекты реализуют команды.
Инициируют и планируют - рабочие группы, а вот реализуют именно команды.
Почему так? Потому, что команды состоят из тех людей, умения, знания и опыт которых приводят к осуществлению проекта. Много ли времени, как правило, уделяют подбору команды? Обычно, да.

Мы долго, тщательно и скрупулезно подбираем проверенных, квалифицированных и результативных специалистов. И ожидаем: вот-вот должно начаться "проектное волшебство"! Все должно зажужжать, защелкать и выполняться с условленным уровнем качества и в установленные сроки! А вот и нет. Потому, что неожиданно мы выясняем, что все наши сверхквалифицированные спецы - люди, а значит уровень и качество коммуникации влияет на то, ощущают ли они себя командой или нет, а это в свою очередь влияет на результат проекта.
Одна из составляющих слаженной работы - степень доверия, особенно в моменты неопределенности, связанной с изменениями. В данный момент коллега по команде принимает рискованное решение, результат которого зависит от того, поддержите ли вы его. И хотите или нет, но для определения своей позиции Вы станете оценивать все ваше прошлое взаимодействие, включая даже бытовые мелочи. Происходить это будет неосознанно, но все же произойдет обязательно.
Пользуясь "эффектом преувеличения негатива", наш мозг начнет давать тревожные сигналы, и Вы засомневаетесь в правильности решения по проекту. Психологи давно убедились в том, что любой негатив будет нашим подсознанием оцениваться больше любого позитива, т.к. наш мозг "заточен" на поиски и более детальную оценку опасностей. Избежать этого эффекта возможно только активным общением внутри команды, поскольку оно дает возможность накопить в подсознании больше позитивных или нейтральных примеров для оценки и "эффект переоценки негатива" уменьшается, позволяя вырасти доверию.

 Для того, чтобы такое общение в команде происходило, правила коммуникации в проекте должны соответствовать нескольким важным принципам:
1. Общий язык, с закрепленными базовыми понятиями
2. Открытая система обратной связи всем участникам команды
3. Принцип "новости всем, детали – тем, кто с ними работает".

Если чуть подробнее, то эти принципы очень просты, но важно придерживаться их всей командой.

«Общий язык»
В принципе, при долгом совместном времяпрепровождении, будь-то работа, учеба и т.д, люди всегда вырабатывают характерный только для этой группы язык, для экономии времени и точности понимания процессов. Важно, что бы такой "общий язык" был действительно общим. Это означает, что вновь прибывшим участникам группы или тем, кто отсутствовал в момент возникновения термина, он терпеливо объяснялся. С обязательной проверкой истинного понимания. Кроме того, в таком «общем языке» не должны закрепляться насмешливые или обидные по какой-то причине для члена команды названия. Тут важно, что мерилом «обидности» должен быть самый чувствительный к данной теме участник команды.

«Открытая система обратной связи».
Каждый в команде должен знать и уметь как корректно похвалить и как корректно подать замечание к работе коллеги, иначе накопится недосказанность и недопонимание, а дальше – конфликт.
Подача обратной связи - это отдельный навык, которому обычно учатся не один месяц, но когда он входит в привычку, то способствует мотивации повторять действия, за которые похвалили и быть услышанным в момент, когда вам нужно подкорректировать чье-то поведение. Если неправильно подобрать слова критики, добиться изменения процесса будет невозможно. Когда вы кричите на кого-то - никто не мотивирован изменять поведение, а чаще всего он просто не слышат содержания ваших слов из-за автоматической эмоциональной защиты.
Отдельную роль играет похвала/критика лидера команды. И то, и другое должно быть обязательно заслужено и четко выделено - за какое именно действие. Принцип мотивации здесь предельно прост - мотивирует публичная похвала и мотивирует критика тет-а-тет, с дальнейшим детальным планированием как поступить для улучшения ситуации.

"Новости всем, детали - тем, кто с ними работает"
Важно ли членам команды знать, что в целом происходит с проектом? - Да, важно. но только в формате "новостей" на совещании: максимум 20 минут про все в целом и про основные тенденции изменений. Такое общее информирование способствует правильной оценке своего вклада в общую работу и понижению уровня стресса, из-за неожиданных изменений. При этом ответственность за модерацию процесса лежит на лидере команды.
Вся команда ждет правил, которые он установит, сознательно или бессознательно.

Если вы сможете выделить с командой один день и обсудить эти правила для общения, вам не придется тратить время и силы на сопротивление по применению этих правил. Кроме того, подозреваю, что вы узнаете много интересного о том, как члены команды слышат вас и друг друга.

Напоминаем, что одна из программ компании «Спайдер Украина» специализируется на развитии личностных компетенций – это практикумы по развитию soft skills для эффективного взаимодействия с командой и заинтересованными сторонами в проекте.

Календарь мероприятий

Все новости