Новости

Войти ENG Поиск

Improving performance
people and projects

Вверх

Менеджер проекта – человек, который общается с людьми

Менеджер проекта – человек, который общается с людьми

10 января 2008

За все, чего я достиг и еще достигну, нужно благодарить моих родителей – они привили мне умение общаться с людьми с самого детства.

А. Онассис

Коммуникация в проекте – это больше, чем просто «говорение». Она может быть письменной и устной. Она может осуществляться «tête-à-tête», в группе, в письменной форме (в виде, например, отчетов) или в виде переписки по электронной почте. Она может быть формальной и неформальной.

Поддержание информированности проектной команды является критически важным. Вне зависимости от того, является ли коммуникация формальной или неформальной, письменной или вербальной, она помогает сфокусировать усилия участников команды и дать им более четкое представление об их ролях и о том, что от них ожидается, тем самым, прояснив для них как их персональные цели, так и общую цель команды. Хорошо организованная коммуникация – как между лидером и командой, так и между участниками команды – помогает укрепить рабочие отношения между всеми участниками команды по мере их движения к единой конечной цели.

Совместная работа наряду с хорошей коммуникацией помогает всем участникам команды вырабатывать персональное чувство роста и личных достижений в проекте, что, в свою очередь, помогает вырабатывать чувство уверенности, как при автономном выполнении работы, так и при работе в командном окружении. Все это может привести к тому, что люди начнут получать удовольствие от прихода на работу, от самой выполняемой ими в проекте работы и испытывать удовлетворение от хорошо выполненной работы. В результате этого участники команды, которые до этого относились к Теории X, могут изменить свое поведение к лучшему и присоединиться к Теории Y, и далее они все готовы к тому, чтобы рука об руку работать как единая команда. Это может помочь избежать отставания от графика и перерасхода бюджета.

Умение слушать также играет важную роль в коммуникации. Руководителю проекта жизненно необходимо быть эффективным слушателем и уметь действительно слушать участников команды. Умение слушать важно не только для менеджера проекта, но и для каждого без исключения участника команды. Ниже приводятся некоторые примеры того, что подразумевается под «умением слушать»:
• Смотреть на говорящего – поддерживая визуальный контакт.
• Уделять внимание говорящему.
• Не прерывать говорящего; ждать, пока он не кончит говорить.
• Использовать правильный язык тела: руки вдоль туловища, не допускать скрещивания согнутых рук поперек грудной клетки (не вставать в «позу Наполеона»), кивать головой – не обязательно в знак согласия, но в качестве демонстрации понимания того, что говорит человек.
• Прояснять и подтверждать сказанное собеседником, повторяя изложенные им идеи в сжатой форме. Это показывает говорящему, что слушатель понимает, что он сказал.

Практическая отработка этих навыков слушания лидером команды и каждым участником команды помогает построению доверия в команде. Это доверие далее ведет к построению хороших рабочих отношений друг с другом и может повысить не только производительность отдельного человека, но и производительность всей команды.

Помните комическую сценку, в которой реплики распределялись так: «Кто» на первое? «Что» на второе? И «я не знаю» на третье. Хотя это и веселая комедия, она может перестать быть таковой, если это начнет развертываться в реальном мире проектной команды.

Подумайте вот о чем – если мы не осуществляем четкую коммуникацию в масштабах всей проектной команды в течение всего проекта, дело может кончиться тем, что неприятная сцена из этой комедии воплотится в реальность. Чтобы избежать этого, никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах не забывайте о коммуникации!!!

Таким образом, коммуникация играет очень большую роль в мотивации проектной команды. Коммуникация – словесная, письменная, формальная или неформальная, и умение слушать – вот они, критически важные инструменты поддержания проекта на правильном курсе.

Фасилитаторская деятельность

Однако, в любой проектной команде и любом проекте возможно возникновение ситуаций, в которых некоторые участники команды могут иметь разногласия друг с другом, которые, как выясняется, не всегда могут быть разрешены полюбовно самими участниками команды. В этот момент менеджер или лидер проекта должен выдвинуться на первый план и, фигурально выражаясь, «надеть шапку фасилитатора». Он должен выслушать обе стороны и помочь участникам команды придти к соглашению, которое будет выгодным для всего проекта в целом. Когда разногласия разрешаются быстро, проект обычно удается удержать в рамках графика и в пределах бюджета.

Вдохновение и поощрение

Чтобы вспомнить основные действия, необходимые для того, чтобы вдохновить участников команды на работу с наивысшей отдачей, достаточно просто расшифровать слово. Если менеджер или лидер проекта использует эти методы для того, чтобы вдохновлять, поощрять и мотивировать всех и каждого участника команды, он имеет очень хорошие шансы выполнить проект в рамках бюджета, в срок и добиться удовлетворения заказчика. В точности так же, как тренер баскетбольной команды достигает своей цели – победы в игре – благодаря мотивированной команде, так и менеджер или лидер проекта достигает своей цели – успешного выполнения проекта – благодаря мотивированной команде.

Было определено, что понимание, коммуникация, фасилитаторская деятельность, вдохновение, признание заслуг и вознаграждение очень важны для формирования успешной команды и выполнения успешного проекта.

Для каждого отдельно взятого участника проектной команды мотивация может творить чудеса на персональном уровне. Она также может творить чудеса на профессиональном уровне. Эта мотивация помогает каждому участнику проектной команды персонально и помогает всей команде как целому. Руководитель проекта взял отдельных независимых участников команды и сплавил их в единую команду – команду, способную побеждать! Конечный результат – удовлетворенный заказчик и успешный проект.

Время правильной коммуникации!

Все новости